Язык жестов лошадей. Конспекты занятий в детском саду

  • 11.04.2024

Биргит Штуц - золотой сертифицированный тренер по системе Криса Ирвина. Большая часть ее работы проводится на собственном ранчо, где Биргит занимается обучением верховой езде, дает уроки и мастер-классы по работе с лошадьми, организует конные лагеря для детей и взрослых, а также проводит стажировки для студентов. Цель ее работы - улучшить взаимопонимание между хозяевами и их питомцами не только через обучение навыкам верховой езды, но и через понимание психологии лошади и языка ее жестов.

Лошади - животные социальные. Будучи в табуне, они постоянно взаимодействуют с другими через невербальную систему коммуникаций, состоящую из звуков, жестов, телодвижений и запахов. Естественно, они не используют слов. Да и вообще большого количества звуков они не используют. Но если понаблюдать за тем, как лошади взаимодействуют друг с другом и с людьми, то можно заметить, что язык жестов и телодвижений - их основной способ общения.

Начиная обучение новой лошади (одной ли из моих, или переданной мне для тренировки), я отпускаю ее на волю в «бочке». Наблюдение за свободной от уздечки и любых веревок лошадью позволяет мне понять ее характер. Спокойная ли это лошадь, энергичная ли или что-то среднее? Дружелюбно ли она относится к людям? Относится ли к человеку с уважением? Или она боится людей, или ведет себя грубо и нагло? Различные характеры требуют разного подхода. Вы можете подумать, что умение понимать конский язык нужно только тем, кто их тренирует - и, коль скоро вы сами не беретесь за эти задачи, то и тратить время на изучение этого «языка» не стоит. Но каждый раз, когда вы оказываетесь рядом с лошадью (своей ли собственной, чужой ли) - вы ее учите чему-то (хорошему или же плохому). Понимание того, что лошадь хочет сказать, способно намного улучшить качество ваших взаимоотношений.

Самый очевидный сигнал - это лошадиная стать. Легко отличить высоко задранную голову возбужденной лошади от средней посадки или опущенной головы лошади спокойной. После этого я начинаю «чтение» с хвоста, перехожу к крупу, животу, плечам и завершаю шеей и головой.

Хвост лошади может передавать шесть разных настроений. Спокойная и расслабленная лошадь может слегка помахивать хвостом. Если лошадь активно размахивает хвостом - она раздражена. Если она сильно крутит и вертит хвостом - это признак враждебности. Хвост, отставленный или поднятый вверх означает, что лошадь возбуждена и чувствует себя хорошо («Давай поиграем!») - это можно часто увидеть у жизнерадостных по характеру лошадей. Испытывая страх, лошадь (как и многие другие животные) прячет хвост между ног.

После этого смотрим на круп и задние ноги. Выдвинуты ли они в мою сторону вызывающе или вежливо отставлены? Выгнут ли живот ко мне, а ребра жмутся в мою сторону, или же средняя часть лошади учтиво отодвинута? Демонстрирует ли лошадь наглость, напирая плечом на мое личное пространство?

Большинство людей полагает, что голова лошади наиболее выразительна. Если вы хотите понять, что на уме у вашей лошади, то посмотрите внимательно на положение головы и движения, которые лошадь ею совершает.

Если она задирает нос - она не признает мое право руководить ею. Враждебность проявляется в мотании головой из стороны в сторону. Если лошадь трясет шеей из стороны в сторону - это хороший знак, она разминает затекшую шею. Зеванием лошадь избавляется от излишнего напряжения (и это тоже хорошо). Так же лошадь может кланяться, однако есть несколько различных типов поклонов, и не все из них являются проявлением доверия и уважения. Если лошадь склонила голову, но немедленно же ее задирает высоко, то повиновение основано на страхе. Если она склонила голову низко и не поднимает ее, облизывая губы, моргая и шевеля ушами, или поднимает после поклона на средний уровень - она подчиняется из уважения и доверяет вам. Но если она наклоняет голову и не поднимает, а рот при этом плотно сжат, глаза широко раскрыты, уши напряжены - она угрюма и обижена (возможно, слишко сильно была заезжена).

Уши могут многое рассказать о настроении лошади. Ушами лошади управляют 16 мышц, поэтому они могут двигаться во всевозможных направлениях независимо друг от друга. У лошадей прекрасный слух, и уши обычно направлены туда, куда направлено внимание лошади. Уши, стоящие торчком и развернутые вперед («навострив уши») говорят о любопытстве и внимании к происходящему. Если уши двигаются вперед-назад, то это часто значит, что лошадь чувствует неуверенность. Обвисшие уши - признак сонливости или нездоровья. Если лошадь сильно прижимает уши к голове (направляя назад), это говорит о страхе или гневе (это связанные эмоции). Если вы работаете с малознакомой лошадью, а она таким образом прижимает уши - будьте осторожны, лошадь может быть рассержена или испугана чем-то и может лягнуть или укусить. Прижатые назад уши так же могут быть признаком того, что другая лошадь подошла слишком близко и это вызывало недовольство.

Если лошадь убирает уши назад (кончиками ушей к наезднику) - это признак сопротивления. Во время езды причины могут быть разные: возможно, ее заставляют делать что-то сложное или то, что ей не нравится; возможно, лошадь чувствует неудобство из-за неподходящего седла, уздечки, железа во рту, жестких рук наездника. Может быть и такое, что у лошади болит спина или зубы. Если уши просто развернуты назад, но не прижаты и не опущены, то это говорит о том, что лошадь старается и ее внимание сосредоточено на всаднике.

Мимика лошади более сложна для человеческого понимания. Плотно сжатый рот говорит о страхе или тревоге. Если лошадь делает ртом жевательные движения и облизывает губы - она просто о чем-то думает и чувствует себя спокойно.

Сморщенный нос выдает раздражение и недовольство. Если лошадь собирается укусить - она открывает рот и обычно оскаливает зубы. У жеребят похожее означает, напротив, готовность подчиниться. Вытянутый нос с чуть приоткрытым ртом показывает желание холить другую лошадь, вы могли заметить это выражение в то время, когда сами ее чистите. Стоит найти зудящее место, как нос вытянется вместе с шеей, а нижняя губа будет подобрана.

То, что я здесь перечислила - это только небольшая часть «лошадиного языка». Наблюдение за тем, как лошади общаются между собой, чтение соответсвующей литературы и просмотр обучающих видео может открыть вам многое об их естественных способах коммуникации. Понимание того, что лошадь пытается донести до нас, и адекватная реакция на это не только подарят вашему общению новую глубину, но и сделают его более безопасным.

Расслабленное дружественное общение

Ученые установили, что лошади между собой общаются при помощи ушей и глаз. В отличии от нас они могут двигать ушами, которые являются одними из самых выразительных частей тела.

Также они узнают друг друга визуально. Хвост, ноги, богатая мимика, движения - все это является основным языком лошади. Звуки лошади издают, когда нет достаточного ответа на действия, либо в период крайнего возбуждения.

Каждая часть тела говорит о многом

Для выражения своих эмоций и общения лошади используют абсолютно все части тела (уши, голову, ноги, хвост, туловище), а также голос и запах. Лошадь, которая живет в естественных условиях, большую часть времени проводит в кругу сородичей, неспешно передвигаясь и поедая траву. В этих условиях наиболее информативны для сородичей изменения позы, такие как:

Изменение положения головы, шеи, хвоста;
- изменение положения туловища;
- изменение положения конечностей.

Высоко поднятая голова, отведенный назад хвост, напряженные мышцы, активное движение вперед, высокие отрывистые движения ног характеризуют активность, возбуждение, внимание или стресс.

Опущенная голова, расслабленные мышцы, медленные, плавные, как бы ленивые движения характеризуют пассивность и расслабление, отсутствие сильных эмоций, напряжения и стресса. У расслабленной лошади хвост спокойно висит.

Лошади в покое

Тем не менее, опущенная голова не всегда является признаком расслабления и покоя. Голова лошади может быть внизу, но если она держит шею напряженной, мышцы расслаблены не полностью, а хвост плотно прижат. Тогда, вместе с состоянием пассивности и отрешенности, лошадь может испытывает большое напряжение, болевые ощущения, стресс или, например, дискомфорт от непогоды.

Напряженная шея не всегда означает дискомфорт. Вытягивая ее вперед, совершая ею волнообразные движения, косячные жеребцы (у которых есть свой маленький «табунчик» кобыл) собирают разбежавшихся в разные стороны самок в группу (косяк). Отведенный назад хвост означает напряжение, возбуждение, а заложенные назад уши демонстрируют угрозу по отношению к непокорным кобылам, но реальную агрессию жеребцы к ним обычно не проявляют.

Положение ног

Положения конечностей лошади также могут быть очень информативны для сородичей. Движения ног служат для коммуникации в качестве выражения кризисного поведения. Всем известно, что лошадь может ударить задней ногой, т. е. лягнуть. Но в кризисных ситуациях лошади могут сделать это не только задними, но и передними ногами.

Желая просто отпугнуть соперника, не вступая с ним в открытое противостояние, лошадь громко топает передней ногой, выражая тем самым протест и неудовольствие. Топанье - это формулировка эмоции страха, раздражения или непонимания, а также потребности отпугнуть. Энергичные движения хвостом из стороны в сторону говорят о том, что лошади что-то досаждает.

Топтание на месте может быть выражением и потребности движения при невозможности совершить его, например, когда лошадь привязана. Выражением потребности активного движения вперед (как замещающее поведение), выражением беспокойства, возбуждения является копание.

Приглашение к общению

Эта вредная привычка вырабатывается при конюшенном содержании лошадей, если они большую часть времени проводят в деннике, где им может быть просто скучно.


Двигательная активность также выразительна и информативна для сородичей: напряжение и резкие движения побуждают табун бежать, а расслабленность и неторопливые движения действуют успокаивающе. В такой ситуации важен ранг животного - положение, которое оно занимает в лошадином сообществе. Понятно, что, если резвятся и бегают жеребята, то взрослые при этом невозмутимо пасутся, не выказывая беспокойства.

Скучающие позы

Мимика

Мимика лошадей также разнообразна, как и у человека. Мы часто не замечаем этого, потому что люди ориентированы на общение друг с другом, и после долгого контакта начинают понимать друг друга с «полуслова», «с первого взгляда» и т. д. Лошади же - специалисты в социальном общении не только друг с другом, но и с другими индивидуумами. Человек тоже может научиться понимать лошадь, но для этого требуется внимание и терпение.

Лошадь, чье внимание сосредоточено вперед, разворачивает уши и глаза в интересующем направлении (перед собой). Уши и глаза для лошади - это основные сенсорные системы, которые доставляют наибольшее количество информации об окружающем мире. В
оптимальном положении эти системы находятся, когда лошадь смотрит вперед.

Приподнимание шеи и сгибание головы позволяет оценить дальние объекты. Опускание и вытягивание шеи служит для исследования ближних объектов. Чтобы исследовать объект, лежащий на земле, лошадь опускает голову и шею вниз. Часто происходит шумное втягивание воздуха, ноздри широко открыты, при этом воспринимаются все обонятельные раздражители из окружающей среды.

Основным показателем того, что внимание лошади сосредоточено вбок является поворот ушей в стороны. Смотрит лошадь тоже вбок. В расслабленном состоянии, например, когда она пасется, ее сенсорные рецепторы не фокусируются на чем-то конкретном и лошадь кажется индифферентной. На самом деле она всегда находится на стороже.

Возможно опасность. Там что-то есть...


Причем тихий шорох в траве или в кустах может напугать ее намного сильнее, чем громкий шум мотора вертолета в небе, поскольку лошади - жители равнин, где хищники нападали на них из укрытий на земле. Животных, нападающих на лошадей сверху, практически не было. И пусть эти времена уже практически позади генетическая память заставляет лошадь быть всегда настороже. Они могут пуститься в бегство даже от легкого шороха.

Если человек работает с лошадью не верхом, а «с земли», как говорят конники, отрабатывает новые элементы на вожжах, «гоняет» на корде, работает на кардео и т. д., внимание лошади также будет направлено в бок, в сторону «воспитателя». И только в том случае, если животное прислушивается, «видит» человека, обращает на него внимание, возможно установление коммуникации, основанной на очень тонких, почти незаметных сигналах. Только в этом случае можно научить чему-то лошадь, если же она отвлекается, смотрит по сторонам, то и учить чему бы то ни было ее рано. Сначала надо добиться внимания с ее стороны.

Когда всадник работает с лошадью верхом, сидя в седле, лошадь иногда направляет уши и глаза назад, в сторону всадника. Часто она сосредоточивает внимание назад, когда вместе с всадником разучивает новые элементы.

Но если лошадь не понимает или сомневается в каких-то командах, подаваемых всадником, то, не переставая смотреть вперед в сторону движения, она разворачивает уши назад, как бы «прислушиваясь» к командам всадника, даже если они подаются не голосом, а руками, ногами, перемещением центра тяжести всадника. Подобным образом лошадь ведет себя и в случае, если сзади к ней приближается какой-то подозрительный объект.

В замешательстве, неуверенность


Выражение тревоги у лошади сопровождается соответствующей мимикой. Глаза лошади широко распахнуты, уши дергаются рывками, рот напряжен, ноздри расширены, тело напряжено, движения судорожные, у животного учащается сердцебиение и дыхание. Степень тревоги может быть разной от проявления настороженности или неуверенности до самой настоящей паники, когда лошадь может вся покрыться потом.

Максимальная степень эмоционального стресса


Мимика лошади всегда подскажет человеку, в каком состоянии находится питомец. Животные, в отличие от людей, никогда не скрывают своих эмоций. Главное, научиться видеть.

Спокойная и уверенная в себе лошадь (A) расслаблена, лицевые мышцы не напряжены, уши направлены вперед или вбок, ноздри не расширены.

Лошадь, находящаяся в напряжении (B),неуверенная в своих действиях, непонимающая, что от нее требует человек, испытывающая дискомфорт (физический или психологический) отводит уши назад, несколько прижимая их (но не плотно) к черепу, напрягаются лицевые мышцы, расширяются ноздри.


О тревоге (неуверенности) может сигнализировать жесткий в области репицы, отведенный назад хвост лошади (C).

У расслабленного, уверенного в себе животного хвост висит спокойно (D).

Часто при обучении лошадь испытывает дискомфорт именно психологический. Ведь любое обучение - это стресс, как для человека, так и для животного.

Молодая лошадь часто забывает контролировать эмоции в работе

Также, для лошади очень волнительно находиться близко к другим лошадям, «в плотном строю». Они чувствуют себя дискомфортно, им не хватает свободного пространства. Такие животные чувствуют себя скованно, зажато, особенно, если рядом находятся лошади, занимающие более высокие места в иерархии. Ведь недовольство со стороны высших по рангу особей может вылиться в прямую агрессию с их стороны, поскольку лошади очень трепетно относятся к своему положению в иерархии.

Не желание сотрудничать. Ничего не хочу слышать

Интересно, что более агрессивны к новичкам отнюдь не старшие по рангу лошади, а те, кто занимает низ иерархической цепочки. Связано это с тем, что чужак может занять их место, и тогда они так и останутся внизу иерархии. А если успеть напасть первым, есть вероятность, что чужак сдастся, и самую нижнюю позицию займет именно он. А лошадь, которая была
низшей по рангу, будет на ступеньку выше. Доминантная (высшая по рангу) лошадь обычно спокойно наблюдает за такими баталиями. Вмешается она только в том случае, если возникнет угроза ее положению в сообществе.

Как распознать агрессию

Агрессия характеризуется общей напряженностью мышц тела, закладыванием ушей назад и плотным прижатием к черепу. Глаза насторожены, открыты, направлены на объект, вызвавший агрессию. Ноздри, как правило, расширены, вокруг образуются морщинки, рот может быть приоткрыт. При агрессии репица становится жесткой, хвост вытягивается назад и слегка приподнимается. Именно плотное прижатие ушей к черепу отличает реальную агрессию (E) от игры (F).

Е - Агрессия


Даже если лошадь показывает зубы, угрожая укусить, но не прижимает плотно уши даже самый суровый бой все равно останется для оппонентов лишь игрой, своего рода тренировкой, пробой сил.

Общаясь с человеком, лошадь действует по той же самой схеме, не учитывая разницу в размерах, поэтому даже «игровое нападение» лошади на человека может привести к серьезным последствиям для здоровья последнего. Тем более, что даже игровые
драки лошадей друг с другом могут привести к травмам (это и укусы, и ссадины, и последствия ударов конечностями и т. д.).

Предупреждающие позы о возможном проявлении нападения



Останется ли угроза агрессии лишь угрозой или перерастет в реальность, зависит от ситуации. Обычно реальную агрессию друг к другу проявляют косячные жеребцы в борьбе за самок. Они встают «на свечки» в стремление казаться выше и крупнее, произвести впечатление на противника, запугать его; как проявление доминирования и уверенности в себе. Часто жеребцы пытаются укусить оппонента за ноги, чтобы стать выше его. Агрессию в отношении сородичей и даже человека может проявлять кобыла с жеребенком, поскольку ее основная обязанность в этот момент защитить свое дитя от любой опасности, пусть даже воображаемой. Кобылы в этот период могут быть очень мнительными.

Агрессия бывает не только наступательная, но и оборонительная, как по отношению к сородичу, так и по отношению к человеку (например, ссаживание). При этом лошади всегда знают, когда надо остановиться. Преимущество их еще и в том, что они не злопамятны.

Несмотря на строгую иерархию, к шалостям жеребят взрослые лошади, как кобылы, так и жеребцы относятся снисходительно. Малыши очень быстро усваивают, что может последовать за угрозой взрослой лошади. Существует специальная мимика, сигнализирующая взрослым о том, что перед ними «ребенок». Это так называемое «щелканье». Жеребенок вытягивает голову, слегка приоткрывает рот, углы рта оттянуты назад, челюсти совершают серию жевательных движений, при этом возможен клацающий или сосущий звук. Губы не соприкасаются, в некоторых случаях видны только нижние резцы. Причем изредка проявлять
такое поведение могут и уже достаточно взрослые лошади, занимающие не особенно высокое положение в сообществе, чтобы уйти от конфликта.

Эта мимика срабатывает как блокиратор агрессивного поведения оппонента. Взрослая лошадь может и просто свесить уши по бокам, опустив голову вниз, как бы уменьшаясь в размерах. Это своего рода жест покорности и признания превосходства противника.

Зевок и не только...

Сталкиваясь с непривычным, незнакомым, интересным запахом лошадь вытягивает голову максимально вверх, верхняя губа сильно поднимается, открывая верхние резцы и десны, глаза и уши вращаются по сторонам. В передней части глаза появляется
мигательная перепонка. На пике движения голова занимает практически горизонтальную позицию. Менее чем через минуту, голова принимает обычное положение. Однако это вовсе не улыбка, как нам хотелось бы думать. Это называется реакция Флешмена или «флемен» (Рис. G).

Дело в том, что внутри носа лошади находится «орган Якобсона», который может улавливать запахи даже в самых малых концентрациях. Этот же орган помогает в оценке, распознавании запаха. Например, жеребцы очень тщательно принюхиваются, если вдруг обнаруживают запах кобылы в эструсе.

Лошади, как и люди, умеют зевать (Рис. H). При этом происходит расслабление позиции головы, как в положении стоя, так и лежа, рот начинает открываться, во время подъема и вытягивания головы лошадь делает глубокий вдох. Она закрывает глаза или слегка прикрывает их, когда зевок достигает пика. Когда рот широко открыт, нижняя челюсть может совершать боковые движения из стороны в сторону. Расслабленные уши сдвигаются вперед. Когда зевок завершается и следует выдох.

Тактильные ощущения

Удовольствия тоже не чужды лошадям. Кожа - один из самых восприимчивых органов чувств лошади. Такие животные чувствуют мельчайшие прикосновения, например, когда на нее садится насекомое. Лошади любят прикосновения и умеют наслаждаться тактильными ощущениями. Почесывание - вот что нужно для блаженства.

Это могут быть и легкие прикосновения, и почесывание с сильным нажимом. Многие лошади любят, чтобы им чесали разные участки тела: за ушком, по холке, по шее, по спине и т. д. При этом у лошади вытягивается и подрагивает верхняя губа, уши ориентированы вбок, могут быть немного сближены и направлены наверх, голова вытянута и, возможно, повернута в сторону.
Лошадь наваливается на стимулирующий ее объект. Она может почесаться сама, например, об ограду, а может «попросить» почесать собрата. При этом лошади становятся вплотную и чешут друг друга зубами, начиная с холки. Этот «взаимный груминг» обычно предлагает младшая по рангу, а заканчивает процедуру - старшая. Человек тоже может доставить питомцу тактильное удовольствие.

Как лошадь расслабляется

Чтобы спокойно отдохнуть, лошади должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Ее в табуне осуществляют часовые, которые не спят и не принимают пищу, а зорко следят за окрестностями. Через некоторое время часовых сменяют другие лошади. Так окрестности всегда остаются под наблюдением.

Не приятный вкус

На новом месте лошадь часто не ложиться спать, а лишь дремлет. Дремать такие животные могут и стоя, и лежа на груди. Шея опускается горизонтально, глаза полуприкрыты, уши расслабляются, занимают боковую позицию и перестают двигаться, оттопыривается нижняя губа. Считается, что фаза глубокого сна наступает только тогда, когда лошадь лежит на боку. Поэтому при конюшенном содержании очень важно, чтобы размеры денника были достаточны для того, чтобы животное могло свободно лечь на бок, вытянув в стороны ноги. Только тогда она сможет по-настоящему выспаться.

Поскольку в современном мире лошадь целиком и полностью зависит в своем существовании от человека, наша первейшая обязанность состоит в том, чтобы обеспечить ей максимально комфортные условия содержания. Причем комфорт по лошадиным стандартам может заметно отличаться от комфорта в человеческом понимании.

Дайте обед, угостите


Кроме правильного питания лошади необходимо много света, солнца, воздуха и особенно общения с другими лошадьми. Это животные социальные и для их физического и психологического здоровья, намного больше необходим контакт друг с другом, чем
с человеком. Лошадь общается с людьми так, как она общалась бы с другой лошадью. А в лошадином сообществе огромную роль играет иерархия. Авторитет дает защищенность, а иерархия предотвращает путаницу. Абсолютно равноправные отношения с
лошадью как с партнером не возможны. Человек должен быть лидером в этих отношениях. А чтобы отношения были продуктивными необходимо доверие, которое основывается на понимании, «чувствовании» друг друга.

Приглашение к игре. "Давай поиграем"




Лошади - хорошие наблюдатели, они давно уже научились «читать» язык тела человека.Чтобы говорить на одном языке, надо научиться понимать это животное. С помощью развитого языка тела лошадь всегда покажет нам, какие эмоции она испытывает. Надо лишь проявить терпение и внимание.

Елена Громова

Конспект занятия по развитию речи
«Муса Джалиль - друг детей»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к татарским писателям и поэтам. Создать праздничное настроение.
  2. Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта М. Джалиля.
  3. Закрепить умение правильно рассказывать стихотворения на русском и татарском языке.

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок» Гайнутдинова Амира из 2 мл. группы №2

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы») на татарском языке Миндияров Риназ из 2 мл. гр №2

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной») в исполнении Данила из 2 мл. гр. №3.

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник») Ильвина Ахметшина из ср. гр. №2

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая») Имамеева Аделина, ст. гр №3

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

В исполнении Сальмановой Азалии из ст. гр. №2 стихотворение «Коз житте»

Карташкова Екатерина из ср. гр. №1 прочтет стихотворение «Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

Ганиева Камилла из подготовительной гр. №2 расскажет стихотворение «Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс» рассказывает Ахметзянов Реналь из старш. гр. №2

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

Леонтьева Лера из подг. гр. №1 выступит со стихотворением «Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

Ганиева Карина расскажет отрывок из знаменитого стихотворения «Кызыл ромашка» («Красная ромашка») .

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас Нуруллин Айнур расскажет нам стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр») .

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941) .

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.

Книги о нём:

  • Мустафин Р. А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. - М. : Советский писатель, 1976.
  • Корольков Ю. Через сорок смертей. - М. : Молодая Гвардия, 1960.

Как же понять, что на уме у лошади? Внимательно наблюдайте за ее мимикой. “Лицо” лошади очень выразительно.
Вытянутая шея, оскаленные зубы, прижатые уши выражают угрозу. Помните, что лошадь видит и вперед, и назад. Но зрение у нее не очень хорошее. Поэтому лошадь, заметив сзади непонятный двигающийся объект, может испугаться и ударить его копытом. Не со злости, а в целях самосохранения! Поэтому нельзя обходить незнакомую лошадь сзади.

Подходя к лошади, старайтесь увидеть ее глаза, уши. Если у нее голова повернута к вам, а уши стоят торчком - смело подходите.
Окликните ее, неважно как. Важен сам звук голоса. Главное - не испугать. Несмотря на большой рост, лошади, как и все копытные, весьма подвержены испугу, панике. Слух у лошади играет большую роль, чем зрение. Одним из наиболее действенных факторов общения с конем является голос. Практически во всех конюшнях лошади знаю слово "Прими!" Оно является для них командой развернуться мордой к человеку, дать ему проход. Так что при входе в денник принято говорить "Прими".


Просто подойдите, похлопайте коня по шее, скажите пару слов. Почему хлопать, а не гладить? У человека и лошади разные пороги чувствительности, разная толщина кожи. Когда лошади чешут друг другу зубами холки, то усилия, прилагаемые при этом, у человека могли бы содрать кожу. Не подходите к незнакомой лошади ни спереди, ни сзади. Перед кусается, а зад - лягается. Самое безопасное место - сбоку.
С верховыми лошадьми принято общаться, стоя с левой от лошади стороны. Слева седлают, слева ведут, слева садятся, слева слезают.


Во время чистки, седловки все время посматривайте на голову. Как уши, как глаза. Разговаривайте с конем. Новички часто ударяются в крайности. Либо начинают “сюсюкать”, либо обращаются с конем как с гимнастическим снарядом. И то, и другое может привести к конфликтами. Старайтесь быть спокойным и уверенным. Нервозность может передаться лошади.


Большинство лошадей, давно “занимающихся обучением” новичков, не получают от этого занятия ни малейшего удовольствия. И по части распознавания ваших намерений такие лошади являются большими специалистами. Если у Вас в руках пакет с сухарями, морковка или сахар, Вы еще можете рассчитывать на снисхождение. Но если Вы держите уздечку или седло, отношения могут в корне измениться.

Природой устроено так, что лошадь не умеет мурлыкать, вилять хвостом, чтобы выразить свои чувства и свое настроение. Однако, если часто общаться с лошадью, быть внимательным и чутким, можно научиться понимать лошадиный язык. Несмотря на то, что лошадь - большое животное, ее легко обидеть и напугать, поэтому в общении нужно быть очень осторожными и аккуратными. Перед тем, как приступать к верховой езде, следует изучить повадки лошадей , чтобы избежать неожиданностей.

Известно, что лошади во избежание конфликтов с другими существами, будь то человек или другое животное, опираются в основном на зрительное восприятие. Свое настроение и отношение они проявляют положением ушей, телодвижением, мимикой. Однако иногда лошадь просто совершает какие-то движения инстинктивно, ничего не желая сказать человеку. Так, например, прижимать уши лошадь может из-за того, что боится, с целью защитить нежный ушной хрящ, тревожно поднимает голову просто из попытки осмотреть пространство на наличие опасности.

Лошадь издает характерные звуковые сигналы, например, храпение или фырканье. Если лошадь фыркает (резко выдыхает воздух через нос), смотря на кого-то или что-то, значит она не уверена, что этому можно доверять, чувствует опасность. Если опасность миновала, то животное расслабляется. Храпение чем-то похоже на фырканье, только без вибрирующего звука. Так обычно лошади встречают друг друга, распознавая, друзья они или нет.

Так называемое "гугуканье", которое издается с помощью голосовых связок с закрытым ртом. Обычно это означает, что лошадь рада видеть Вас и таким образом приветствует. Кроме того, лошади-мамы часто используют гугуканье (более нежное) для того, чтобы подозвать жеребенка.

Еще одним звуком, который издает лошадь, является визг. Он может быть громким и коротким, а может быть достаточно продолжительным. Если человек принуждает животное к чему-то, грубо с ним обращается, лошадь начинает громко визжать, отступая. В любом случае - визг это ответная защитная реакция.

Кричат лошади обычно только, когда агрессивно настроены. От домашних лошадей услышать крик можно очень редко. Когда происходит стычка двух лошадей, они рычат и кричат друг на друга, при этом подключая укусы и лягание.

Условные знаки

Для того, чтобы как можно лучше понимать лошадей, Вы должны не только думать и действовать, как она, Вы должны на какое-то время "стать лошадью", попробовать посмотреть на мир глазами животного. Уши могут многое сказать о настроении лошади: если они находятся в положении между вертикальным и прижатым, значить животное полностью расслаблено и не тревожится, более того она слушает Вас. Если разговаривать с лошадью во время верховой езды, она будет держать уши наполовину развернутыми к Вам, то есть улавливать Ваши слова и интонацию. Прижатые уши - первый знак того, что лошадь злится.

Кожа лошади тоже умеет "разговаривать". В том случае, если Вы трогаете болезненный участок кожи, то лошадь подергивает им, вздрагивает, тем самым давая понять Вам, что ей неприятно. Мышцы также говорят о настрое лошади: из того, какая группа мышц напряжена, можно судить, какая часть тела будет реагировать следующей. Так, к примеру, напряженная спина говорит о том, что лошадь собирается взбрыкнуть.

Что касается лошадиного хвоста, то он, конечно, не совершает не такие выразительные движения, как хвост кошки или собаки, однако можно вполне научиться его "читать". Хвост для лошади - это очень полезный инструмент, который позволяет ей защищаться от назойливых кровососущих насекомых. В том случае, если лошадь чувствует дискомфорт, она машет хвостом не вправо-влево, а вверх-вниз - это своеобразный защитный и предупреждающий сигнал того, что лошадь может ударить задними ногами. Хвост, прижатый к телу, может являться признаком плохого самочувствия или страха.

Понять, в каком настроении находится лошадь, можно по губам: если у нее слегка отвисает нижняя губа, значит животное находится в очень расслабленном состоянии. Когда лошадь облизывает губы, но при этом Вы знаете, что пищу она не принимала, это явный признак послушания и готовности Вам подчиниться. Если же лошадь скалит зубы, то тут не нужно долго гадать - она раздражена и сердита. Шевеление верхней губой - сигнал того, что лошадь симпатизирует Вам, Вы ей нравитесь.

Ноги лошади тоже могут о многом рассказать. Например, если лошадь поднимает заднюю ногу, это знак того, что в любой момент Вы можете получить удар копытом, поэтому будьте осторожны.