Назови любимое развлечение рыцарей. Как развлекались в средние века

  • 13.04.2024

Мы прекрасно знаем, как развлекается молодежь в наше время, а вот как развлекались в средневековье? Рыцари проводили свой досуг очень интересно, они устраивали турниры, о которых мы вам и поведаем сегодня.

Какова же цель и назначения таких турниров? Рыцари демонстрировали так свои боевые качества, которые и были главной составляющей военной силы в Средневековье. Как правило турниры устраивали короли или другие, имеющие власть, люди. Например, турниры устраивали в честь бракосочетания в королевской семье или, когда рождался наследник, также, когда заключалось перемирие. На турнире присутствовали рыцари практический о всей Европы. Такое развлечение было достаточной публичным. Место для турниров выбирали не в городе, а около него, причем вблизи большого города. Место называли «ристалище», оно должно было иметь четырехугольную форму, а также окружено деревянными бревнами. Рядом воздвигались скамейки, своего рода трибуны, все для зрителей. Турнир регламентировался специализированным кодексом, за соблюдением всех правил следили герольды, их можно назвать ведущими, они называли имена рыцарей, которые учувствовали и оговаривали все условия турнира. Правила были разными, например, рыцарь не мог быть участником турнира, если перед этим не доказал то, что его предки были свободными людьми на протяжении четырех поколений. Позже на турнире уже проверялись гербы, даже были введены специальные турнирные книги и списки. Начинался турнир всегда с посвящённых рыцарей, их называли - «жюте», а их поединок на копьях назывался - «тиос». Затем проходили соревнования между всеми остальными, которых условно делили на два отряда. Те, кто побеждал в таких соревнованиях брали в плен своих противников, забирали у них оружие и заставляли их платить выкуп.

С 13 века турниры часто заканчивались тяжелыми ранениями и летальным исходом участников. Церковь тогда пыталась запретить турниры и отказаться хоронить погибших, но обычай оказался неискоренимым. Когда турнир заканчивался, победившему давали награду, и он имел право выбрать царицу своего турнира. Прекратились турниры уже в 16 веке, все потому, что рыцарские конницы утратили свое значение и их вытеснила пехота.

Дальше развлекались рыцари охотой. Их развлечения были связаны с военизированным образом жизни. На охоте рыцари могли самовыражаться, проявлять свою отвагу. В основном рыцари охотились на кабанов и оленей. Обычно проводили охоту в лесах, которые принадлежали феодалу. Много дичи, конечно же, было в королевских заповедниках. Охотиться должен был уметь каждый рыцарь, это главное умение. Также для этого развлечения егери тщательно подготавливали заповедник.

После охоты устраивали пир в феодальном замке, на столы выкладывали все, что было поймано на охоте. Кстати, пиры тоже одно из любимых развлечений рыцарей. Обычно на таких празднованиях феодалы и его дружинники выстраивали особенно теплые, даже дружеские отношение. Также пир служил платой вассалу от феодала за честную и качественную службу. Именно на таких празднованиях феодалы дарили своим подданным подарки, драгоценности и даже деньги. Также на рыцарских пирах часто выступали самые разные средневековые артисты. На пирах часто давались обещания воплотить в жизнь тот или иной подвиг, например, выступить с крестовым походом или же вечно служить своей возлюбленной. Это связано с тем, что пиры имели особую значимость для окружающих.

Рыцари | Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Охота и пиры

Развлечения рыцарей были тесно связаны с их военизированным образом жизни. Одним из любимейших способов отдыха была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также очень популярна была соколиная охота на птиц. Обычно для проведения охоты каждый феодал имел свои заповедные леса. Особенно огромны и богаты дичью были,конечно,королевские заповедники. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями,а в загоне проинимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору.

Добытая на охоте дичь украшала пиршественный стол феодала. Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей.На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно на пирах феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценнрости в знак своего расположения к ним. Рыцарские пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступит в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной.

Вашкина Татьяна

Цель: Углубить знания воспитанников по истории средневекового рыцарства. Закрепить двигательные навыки, координацию движения, меткость, ловкость, быстроту, внимание чувство равновесия, умение действовать в коллективе, тренировать память. Воспитывать интерес к спорту через исполнительскую деятельность и соревнования. Развивать гендерные представления, воспитывая у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, отважными, у девочек – уважение к мальчикам как будущим защитникам.

Материалы и оборудование: доспехи рыцарей для мальчиков, эмблемы команд, стойки, кольца, мягкие модули, 2 мяча – прыгуна, 2 больших обруча, цветы.

Ход развлечения

Девочки в красивых платьях сидят на стульчиках, звучит музыка.

Ведущ ий: Когда-то в средние века повсюду жили рыцари

И жизнь была их нелегка в железной амуниции.

Гордились рыцари собой, мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой и на турниры ехали.

Но вот, пол тысячи лет назад не стало их на свете.

Но так лишь только говорят, я не согласна с этим.

Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня с вами на «Рыцарский турнир». О, достойные рыцари! Явитесь на звук турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас!

Входят мальчики в рыцарских доспехах

Ведущ ий: Сегодня мы с вами посмотрим, готовы ли наши мальчики стать рыцарями. В нашем турнире сегодня участвуют две команды: команда ордена «Львиное сердце» и команда ордена «Алая роза». Внимание! Турнир объявляется открытым!

Звучат звуки турнирных труб

Ведущ ий: По традиции рыцари перед турниром дают клятву. А вы готовы? Повторяйте за мной:

Клянемся в рыцарском турнире победить,

Клянемся смелыми, отважными мы быть –

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться!

Верным своей даме быть,

Званье рыцаря добыть!

Рыцари (хоро м): Клянемся рыцарями быть!

Ведущ ий: Судить наш турнир будет наша королева - Ольга Владимировна.

Напутственные слова королевы

Ведущ ий: Для начала рыцари должны построить замок, чтобы было, где жить и укрываться от врагов.

1 испытание «Построй замок» (из мягкого модуля)

Ведущ ий: Как вы знаете, чтобы быть рыцарем нужно уметь хорошо скакать на лошади, сейчас мы проверим, как вы умеете это делать.

2 испытание: «Конный поединок»

Участники прыгают на больших мячах с ушками до «замка» и назад.


Ведущ ий: Чтобы стать рыцарем необходимо уметь хорошо владеть мечом.

3 испытание «Перенеси мечом кольцо»

Участники должны снять со стойки кольцо и перенести на мече, не уронив его.



Ведущий: Рыцарь должен уметь не только хорошо уметь владеть мечом, но и постоять за себя в рукопашном бою.

4 испытание «Рыцарский бой»

По одному участнику от команды встают одной ногой в обруч. Руки за спиной. Плечом они выталкивают друг друга из обруча. Побеждает тот, кто остался в обруче.

Ведущий: В прежние времена рыцари пели романсы под окнами своих дам и дарили им цветы. Я, конечно, не буду просить вас исполнять любовные арии, а лишь проверю, как вы умеете дарить цветы.

5 испытание «Цветы прекрасной даме»

Рыцарь выбирает себе прекрасную даму среди присутствующих девочек. По команде мальчики преодолевают препятствие, подбегают к девочке, встают на одно колено и дарят ей цветок. Девочка берет цветок и встает рядом с мальчиком.


Ведущий: Рыцарей во все времена отличало галантное, вежливое отношение к дамам. Они также были отличными танцорами. Предлагаю рыцарям пригласить дам на танец.

6 испытание «Приглашение на танец»

Конкурсанты должны элегантно пригласить на танец девочек из зала. Пары танцуют под средневековую музыку.

Ведущий: Все наши мальчики проявили настоящее мужество, смелость и благородство и я думаю, что они достойны, носить звание рыцаря. Вы согласны со мной, милые дамы? Тогда начинаем обряд посвящения.

Мальчики, преклонив колено, склоняют голову, королева кладёт ему шпагу на плечо и произносит торжественно:

С этой минуты ты становишься рыцарем. Клянешься за слабых заступаться?

Клянешься просто так не драться?

Клянешься доброте служить?

Клянешься рыцарем ты быть?

Королева торжественно вручает ему орден рыцаря


Публикации по теме:

«Рыцарский турнир» Спортивный досуг для мальчиков подготовительной группы Ведущая: Добрый день, уважаемые гости. Сегодня состоится не совсем обычное соревнование-турнир рыцарей. Давайте их поприветствуем. Звучит.

«Рыцарский турнир». Спортивный праздник для пап Цель: Формировать у детей интерес к спорту, здоровому образу жизни через конкурсы и игры Задачи: развивать ловкость,выносливость; обогащать.

Досуг для детей подготовительной к школе группе «Рыцарский турнир» Задачи: 1. Формировать адекватную полу модель поведения. 2. Учить правильному пониманию роли мужчины в обществе. 3. Воспитывать взаимоотношений.

Рыцарский турнир Конкурсная программа для родителей В конкурсе принимают участие старшие родственники мужского пола (папа, дедушка, брат, дядя) детей 2 младшей группы. Дети вместе с мамами.

Сценарий праздника «Рыцарский турнир» в стихотворной форме Добрый день,уважаемые коллеги!В марте месяце в нашем посёлке будет проводиться районный конкурс между мальчиками,и чтобы узнать,кто из.

Самые разные! Условно рыцарские развлечения можно разделить на два периода:

1. С 10 по 14 века главным развлечением рыцарей были турниры-тьёсты и турниры-бугурты.

Первыми были бугурты: когда две команды рыцарей бегали по определенной территории в доспехах с оружием и выбивали друг из друга говно. Целью этого действа было не только развлечение и демонстрация силы, но и тренировка. То есть, благородные доны и сэры устраивали натуральную войнушку, в ходе которой калечились и умирали, а тепловые удары были чуть ли не обязательным сопровождением этого праздника жизни.

Чуть позже - где-то в 1170-х годах - появляется тьёст (Tjosten) - каноничный турнир, во время которого две консервы на конях сшибаются через загородку. Они довольно быстро стали популярными и начали вытеснять бугурты, поскольку рыцари в них калечились и умирали намного реже, все происходило на глазах у зрителей и смотрелось гораздо круче.

Вокруг всего этого развился богатый церемониал: богослужения, выступления актеров и акробатов, поединки оруженосцев, принесения клятв и выборы королев любви и красоты. Потом, когда все пофланировали, помолились и выбрали королев, начинались те самые тьёсты, по окончанию которых - групповой поединок Melee с рыцарями, разделенными по "нациям". После группового поединка победители забирали коней и доспехи побежденных, проводили богослужение и устраивали еще пару дней попойки.

2. С начала 15 века вся эта канитель сильно усложнилась. Появление пластинчатых лат, позиция Церкви и то, что рыцари умирать в лишний раз не хотели, вытеснили бугурты в пользу тьёстов, которые, в свою очередь, разделились на кучу сортов, добавив также бои на булавах в смешных решетчатых шлемах, конные упражнения и кучу других извращений.

К концу 15 века всё это преобрело еще более замысловатый вид и турнир времен "последнего рыцаря" Максимилиана включал следующие элементы:

  1. бой пешком на пиках через барьер (который сам Макс очень любил, кстати), в котором надо было сломать пику;
  2. бой пешком на мечах;
  3. сшибка-гештехт с барьером, в ходе которой надо было сломать копья;
  4. полевой турнир, в котором рыцари разделялись по "нациям" в две лавы и ломали копья;
  5. и целая обойма конных поединков-ренненов, имевших множество разновидностей.
    О ренненах чуть подробнее:
  • собственно реннен: рыцари в существенно облегченных доспехах со специальными сёдлами без высоких лук сшибаются, пока один из них не упадёт;
  • механический реннен: щит-тарч крепился на специальный механизм, который от удара выстреливал его. Иногда тарчи разлетались, иногда улетали с особым звуком, иногда все сразу;
  • вариант механического реннена бундреннен отличался тем, что щит по направляющим улетал вверх и рыцарю надо было отклонить голову, чтобы тарч не улетел вместе с носом и подбородком;
  • точный реннен требовал меткости, поскольку в тарч нужно было ударить точно по центру, чтобы он слетел с петель;
  • жесткий реннен отличался от остальных тем, что тарчи не улетали и не ломались, а крепились очень жестко, потому рыцари друг друга выбивали с первого раза.
    Отличие ренненов было не столько доспехах (погугглите, они очень интересные), сколько в том, что здесь рыцарю требовалось показывать свое владение конём, одетым в налобник без вырезов для глаз, хватать на полном скаку копья и так далее.

В отдельных случаях рыцарей могли озадачить, к примеру, конным поединком на булавах, пешим поединком на алебардах или двуручных мечах, какой-нибудь джигитовкой и предложением станцевать или походить колесом в полных латах.

Я уже знакомила Вас с этикетом,одеждой,обычаями,украшениями Средневековья,архитектура замков средневековья регулярно освещается в постах,а теперь дошел черед и до развлечений.ну,не хлебом единым сыт человек....хочется фейерверков и эмоций,чай не короли

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века…

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.

Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX-X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.

В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний.

Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.

Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380-1390 годы.

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.

Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII-XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».

Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.

Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.

Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями.

Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.

Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.

Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.

В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах.

Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.

Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.

Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.

От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной

В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.

Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.

Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.


В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.

После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.

Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.

Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы.

В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.

В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Поиграть

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали домашние развлечения. Например, жмурки и «Лягушка посередине». Правила последней игры такие: человек садился в центр, а остальные дразнили и били его. Задачей было поймать одного из игроков, не выходя из круга, и тогда тот становился «лягушкой».

Были и спокойные игры: по правилам одних нужно было без утайки ответить на вопрос ведущих, других — рассказать историю. Кроме того, играли в «Святого Косму»: один из участников брал на себя роль святого, а другие становились перед ним по очереди на колени. Ведущий должен был любым способом рассмешить коленопреклоненного игрока, и тогда тот выполнял какое-нибудь задание.

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Еще одна популярная средневековая игра — трик-трак, буквально: игра в таблички. Трик-трак, пожалуй, была более известна и доступна, чем шахматы. Ума большого не надо, да и затраты не т. е. Играли при помощи самих табличек и костей. Сегодня эта игра известна, как нарды, и корни ее надо искать на Востоке.

Считается, что эту игру в Европе распространили крестоносцы, вернувшиеся из Палестины. Отдельно игра в кости — кубики с числовыми вариантами на гранях — самое любимое времяпрепровождение мужчин-вояк. И конечно, на кону стояли деньги. А то ведь просто так играть как-то не интересно. Существовало несколько способов игры в кости.

Каждый уважающий себя рыцарь и даже простой солдат имел кости для игры и готов был играть в любое время дня и ночи. Власти боролись с азартными играми уже тогда. Церковники грозили проклятиями, король Людовик Святой пошел на крайние меры — запретил азартные игры под страхом сурового наказания. Во время пути из Святой земли, куда Людовик ходил с войском в крестовый поход, больной, а потому не в лучшем настроении, король даже вышвырнул игровую доску, за которой играл его брат и еще один вельможа, за борт. Вельможа, однако, успел прикарманить денежки, лежавшие на кону, пока король и его брат препирались.

Впрочем, напрасно запрещать и в наши дни играть в азартные игры — в этом плане мало что поменялось. Играли и будут играть. Карты в Средние века поначалу игрой не были. Изображали на картах разные картинки… для детей, в обучающих и развивающих целях. Разумеется, для детей дворян. Первые такие карты — наибис — появились в Италии. Со временем придумали приспособить карты для азартных игр, упорядочив достоинство карт, масти и количество. Были колоды и по 52 карты, и по 48.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.

К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Наряду с интеллектуальными играми средневековый человек любил и подвижные. Игра «охотники и зайцы» была довольно известна в Европе. Игра «ударь по горшку» тоже была весьма популярна. Для этого развлечения необходимы горшок или кувшин и палка. Игрок с завязанными глазами пытался найти горшок и попасть по нему палкой. Болельщики помогали ему подсказками, типа «горячо-холодно», «близко-далеко».

Обычные салочки и жмурки доставляли радость и веселье средневековым взрослым почти столько же, сколько и детям. В Средние века так забавлялись простолюдины, равно как и перетягиванием канатов — весьма популярной игры в средневековой Англии. А вот знать английская очень любила играть в «шары». Король Генрих VIII Тюдор любил поиграть в эту игру. Остается добавить и обычную игру в мяч, с постоянно меняющимися правилами: все зависело от количества и желания игроков. В мяч играли даже священнослужители. Забавно представить себе церковника в сутане, гоняющего мяч по полю.

Охота — настоящая страсть знати, бесспорный фаворит среди активных развлечений. Кроме того, охота несла в себе и практический момент: лишних съестных припасов не бывает и любая дичь всегда кстати. Для охоты специально держали псарню, обучали ловле птиц охотничьих соколов. Обученный охотиться кречет — великолепный подарок во времена Средневековья, причем даже для женщин, которые любили охотиться не меньше мужчин.

Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12.

Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».

Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда.В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоем, сооруженный за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаем.

Часослов Этьена Шевалье

Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви. В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

Посмотреть казнь

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом. Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам.

Часослов Этьена Шевалье

Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии.В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики.