Безопасность при катании на лыжах в школе. Безопасность на занятиях по лыжной подготовке - реферат

  • 13.04.2024

Активный образ жизни дарит здоровье и прекрасное настроение в любое время года. В странах, где земля покрывается снегом, лучшим вариантом активной разминки становится прогулка на лыжах. Этот спортивный инвентарь есть почти в каждом доме. Лыжные занятия любят дети и взрослые. Чтобы прогулка была приятной, важно соблюдать технику безопасности на лыжах, независимо от того, выбран беговой или горнолыжный вариант катания.

Для любой прогулки действуют общие правила безопасности на лыжах, которые должны быть известны даже маленькому ребенку:

  • Модель подбирается по росту владельца.
  • Регулировка креплений выполняется так, чтобы застегивать и расстегивать их можно было самостоятельно.
  • Палки подбираются по росту. Каждая имеет кольцо, острый наконечник и ремень, фиксирующийся на кисти.
  • Требуется подобрать по размеру ботинки. Слишком маленькие будут натирать кожу и жать, слишком большие нарушат контакт ступни с лыжами.

Обеспечение безопасности при групповом катании во время тренировки

Важно соблюдать правильное поведение на лыжне. Когда на лыжню, склон или целину выходит сразу большая группа спортсменов, проводится урок физкультуры в школе или тренировка, для обеспечения безопасности соблюдаются правила езды на лыжах:

  • Расстояния между каждым членом группы по трассе в 3-4 метра. Это исключит столкновение при падениях даже в случаях медленной ходьбы.
  • Если выполняется горнолыжный спуск, расстояние увеличивается до 30 метров. Примерно аналогичный минимальный промежуток рекомендован при катании на водных лыжах.
  • Спустившись, горнолыжник не должен останавливаться сразу у основания горы. Требуется отъехать в сторону.

Когда проводится инструктаж, тренер должен обратить отдельное внимание на возможность получить обморожение. Если лыжник отметил у себя хотя бы его минимальные симптомы, занятие требуется немедленно прекратить.

Правила поведения в аварийных ситуациях

Лыжный спорт может быть достаточно травматичным. Подготовка урока включает инструктаж, в ходе которого спортсмены знакомятся с правилами поведения на лыжне или горнолыжном склоне. Как правильно себя вести требуется понять перед тем, как начать кататься. Тренер кратко расскажет, как выполнять обгон, что делать, если произошла авария:

  • При поломке нужно сразу проинформировать старшего в группе. Чаще всего он направит в базовый лагерь для смены спортивного инвентаря.
  • Первая помощь оказывается каждому члену группы спортсменов при обморожении или травме. Желательно доставить пострадавшего в медицинский пункт.
  • Всем членам группы требуется контролировать своих соседей по трассе для исключения чрезвычайных ситуаций.

Порядок поведения после завершения тренировки

После окончания занятий проводится:

  • Проверка наличия всех участников лыжной прогулки или урока.
  • Инвентарь очищается от снега, протирается и убирается в специально выделенное помещение.
  • Каждый спортсмен принимает душ, переодевает сухую одежду.

Что требуется пояснять детям

Начальный этап обучения катанию на лыжах приходится на детские годы. Первые уроки лыжного мастерства дети получают во время уроков физкультуры в школе. В этом случае катание выполняется по ровной поверхности.

Тренер объясняет ученикам необходимость сохранения расстояния на трассе, рассказывает, как правильно осуществлять обгон во время спортивных состязаний.

Поведение на лыжне определяет специальный Кодекс. История создания Кодекса основывается на правилах коллективных тренировок и соблюдения этикета на лыжне:

  • Порядок ухода всей группой на параллельную лыжню, когда сталкиваются две двигающиеся навстречу друг другу группы.
  • При столкновении на склоне трассу уступают те лыжники, которые находятся внизу.
  • Когда большая группа сталкивается с одиноким лыжником или меньшей группой, в сторону уходит меньшинство.
  • Встретив на лыжне дошкольника, его пропускает любая группа. Можно обратить внимание родителей на правило осваивать навыки на менее загруженной трассе.
  • Дорогу уступают в любой ситуации гонщику, у которого на груди есть номер участника спортивных состязаний. Часто он использует быстрый коньковый ход, двигаясь быстрее.
  • Обгон выполняется сразу всей группой. Если вперед вырывается одиночка, он может попросить группу уступить трассу. Дорогу уступить просят.
  • Важно контролировать движение палки со стороны обгоняющего, чтобы не запутаться.
  • После обгона коллегу следует поблагодарить.
  • Самому уходить с лыжни если кто-то догоняет не стоит. Тот, кто движется быстрее, должен попросить уступить дорогу.

Требования, предъявляемые к экипировке

Перед началом каждой прогулки старшему в группе, учителю или тренеру, важно напомнить участникам про необходимость использовать во время занятий правильную экипировку. Такая предосторожность защитит от возможных травм и обморожений. Проверить это требуется перед тем, как начать упражнение, выйдя на трассу.

Все предметы одежды изготавливаются из легких и натуральных тканей. Такой материал «дышит» и спортсмен не будет слишком сильно потеть.

Каждый предмет не должен сковывать движение. Проводить занятия рекомендуется при температуре до -14 градусов. Сохранение тепла в такой ситуации обеспечивает легкая трикотажная куртка, под которую надевают свитер из натуральной шерсти и хлопчатобумажную майку. Лучше надевать несколько слоев одежды. Под свитер на ребенка можно надеть водолазку из натуральной ткани.

Как подбирать обувь для занятий

Чтобы ход лыжника был ровным и легким требуется правильно подобрать лыжную обувь. Лыжные ботинки строго соответствуют размеру участника занятий. Надевать их при примерке следует на носок. Дополнительный носок сохранит тепло и убережет от натираний.

Как выбирают лыжи и палки

Выбор палок и лыж проводится индивидуально в зависимости от роста спортсмена. Также учитывается вес. Начинающему спортсмену подобрать инвентарь поможет специальная таблица. Выбор отличается в зависимости от использования беговых, коньковых лыж или лыж классического хода.

Проще всего выбрать универсальный вариант спортивного инвентаря:

  • Длина каждой лыжи на 15 сантиметров выше роста владельца. Палки наоборот ниже на 25-30 сантиметров.
  • При выборе модели для ребенка длина лыж должна быть на 25 сантиметров ниже роста малыша. Палки примерно по высоте вровень с лыжами.

Нарушение техники безопасности

Соблюдать технику безопасности важно при любом катании. При классической ходьбе по ровной трассе можно получить ушиб, сломать лыжи. Катаясь с горных склонов требования безопасности нужно соблюдать максимально тщательно. Здесь травматичность существенно выше. Избежать травм поможет основной инструктаж опытного тренера.

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция по лыжной подготовке для школьников

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.

Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.
Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.
Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.
О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).
Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.
По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их.
Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).

Правильная техника ходьбы на лыжах — важнейшее условие успешного проведения похода, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил, без травм и несчастных случаев.

Неумелое владение лыжной техникой, наоборот, резко снижает темп движения, приводит к частым падениям.

Следствием этого могут стать ушибы и поломка лыж. Падение на склоне, кроме того, может послужить причиной схода лавины.

Различие в технической подготовленности участников нередко приводит к растягиванию группы, когда одни убегают далеко вперед, а другие отстают. При спусках менее подготовленные предпочитают преодолевать склон без лыж, что вызывает разрыв группы и затрудняет при необходимости своевременное оказание помощи отставшим, а движения разными путями и нахождение одних туристов над другими потенциально опасно при срывах верхних участников.

Поэтому особой заботой руководителя похода должно стать обучение членов группы наиболее важным приемам лыжной техники, тренировка в овладении ими при движении с тяжелым рюкзаком. Чтобы обеспечить безопасность, исключить возможность травм и сохранить инвентарь, начинать тренироваться надо на ровных пологих склонах и постепенно переходить на более крутые, сложной конфигурации.

ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ С РЮКЗАКОМ

В туристском походе тяжелый рюкзак, необходимость тропления лыжни и пересеченная местность не позволяют широко использовать скоростные лыжные ходы. Все многообразие их туристская практика свела к рациональным попеременному двухшажному (скользящему) и попеременному четырехшажному ходу. В отдельных случаях применяются и одновременные ходы.

За основу такой классификации взят характер движения рук: когда отталкивание производится поочередно каждой рукой — ход попеременный, а когда обеими руками сразу — одновременный.

Попеременный (скользящий) ход — основной способ передвижения туристов по ровной и слегка всхолмленной местности при любом снежном покрове. Он заключается в попеременном движении ног и рук (как при ходьбе широким шагом), завершаемым скольжением на лыжах, чему способствуют толчки руками. О хорошей степени владения этим способом свидетельствует скольжение на одной лыже на расстояние 2—3 м (правда, мастера лыжни добиваются наката в 5 м и более). Особенно важно научиться плавно переносить тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Другая нога после окончания толчка несколько сгибается в колене (в это время мышцы расслабляются и отдыхают), а запятник лыжи отрывается от снега.

Рис. 78. Попеременный двухшажный ход.

Цикл попеременного хода можно условно разбить на шесть позиций (рис. 78): а — правая нога и левая рука завершают толчок. Левая нога выдвинута вперед и на нее начинает переноситься тяжесть наклоняемого по ходу движения тела (положение скольжения на обеих лыжах), правая рука выносится вперед; б — после окончания толчка правая нога из крайнего положения, несколько согнутая в колене (запятник лыжи приподнимается), начинает движение вперед, правая палка штырьком втыкается на уровне носка правого ботинка; в — маховая (правая) нога плавно опускается на снег и проскальзывает вперед, тяжесть тела постепенно начинает переноситься на нее; г — это положение называется перекатом, т. е. скольжение на обеих лыжах в течение некоторого времени. Правая нога продолжает выдвижение вперед. Вес тела пока еще на левой ноге, которая готовится к толчку. Левая рука закончила толчок и с палкой выносится вперед; д, е — левая нога начинает толчок с одновременным завершением толчка правой палкой. Далее все движения повторяются в новом цикле с выдвижением вперед правой ноги и левой руки.

Естественно, степень владения лыжами не у всех одинаковая. Поэтому с некоторыми участниками похода, возможно, придется позаниматься. Начните с позы лыжника, приготовившегося к движению, с имитации толчков

руками без палок. После этого отработайте толчки ногами (упражнение «самокат»). Изучение приема завершите попеременным отталкиванием ногами и взмахами руками. Убедившись, что толчковая нога не проскальзывает, тяжесть тела переносится на выдвигаемую вперед ногу плавно, а накат достигает 1 м и более, можно приступить к совершенствованию попеременного двухшажного хода с использованием палок.

Попеременный четырехшажный ход («вперекидку») отличается от скользящего тем, что вначале выполняются два шага без толчков палками. На третьем шаге подтягивается одноименная с ногой рука, толчок которой следует сразу после этого шага. Толчок другой руки завершает четвертый шаг. Характерная ошибка — откидывание палок в сторону и вихляние туловища.

На пологих склонах с плотным снежным покровом можно спускаться коньковым ходом (напоминает движение на коньках) или ускорять передвижение за счет одновременных толчков палками (бесшажный ход). При этом наклон туловища вперед во время завершения толчка палками не должен вызывать сползания рюкзака на шею.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИИ НА ЛЫЖАХ

Поломка лыж и различные травмы являются, как правило, следствием неумения преодолевать препятствия, встречаемые на лыжне.

Рис. 79. Преодоление канавы и бревна.

Корытообразные канавы несколько уже длины лыж преодолеваются так (рис. 79): одной лыжей следует осторожно съехать в канаву, не допуская упора носком лыжи в противоположный скат, обе палки поставить в середине канавы и, опираясь на них, плавно перенести вторую лыжу через канаву, поставить ее на противоположном скате, перенести на нее тяжесть тела, освободить от нагрузки первую лыжу и продвинуть ее за канаву. Характерная ошибка — попытка поставить лыжу с упором носком и пяткой на скаты канавы, что приводит к поломке лыж.

Для преодоления отдельных поваленных деревьев, буеров и заструг на лыжне надо с подходом к препятствию освободить от нагрузки ногу, сделать ею широкий выпад вперед и поставить лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи, перенести ее над препятствием и опустить за ним (см. рис. 79). Деревья на лыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи за дерево.

Движение по торосистому льду на лыжах складывается из многократного преодоления больших и малых ям, канав и бугров в лабиринте хаотического нагромождения льдин. При спусках с торосов следует не допускать утыкания с ходу носками лыж в льдины. Лучшая маневренность и большая скорость движения достигаются при использовании несколько укороченных лыж и индивидуальных волокуш типа «торпеда», которые легко проходят по пути лыжника.

ТРОПЛЕНИЕ ЛЫЖНИ

Одно из трудоемких препятствий зимнего маршрута — глубокий снег. Скорость группы в этих условиях зависит от физической подготовленности участников и умения выбирать рациональный способ «пробивания» лыжни.

При движении в сторону хорошо видимого дальнего ориентира, по просеке, руслу реки, т. е. когда руководителю нет необходимости постоянно контролировать направление, применяется способ тропления, условно названный «каруселью». Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный руководителем промежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег, тем меньше время тропления одним участником. Сменяться в этом случае могут одновременно двое шедших впереди.

В лесу, в метель и ночью руководитель, если он идет идет конце группы, не видит передних участников и не может представить действительного направления их движения. Ему приходится кричать или передавать команды по цепочке», что нередко приводит к путанице. В таких случаях целесообразно разбить группы на подгруппы, например по 3 человека, которые по очереди тропят лыжню. Руководитель, идя за тропящими, видит их всех, и его команды без напряжения голоса достигают непосредственного направляющего. Участвующие в троплении самостоятельно сменяют друг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая. Этот способ в туристской практике получил наименование «малая карусель».

В очень глубоком и сыром снегу тропление лыжни может возлагаться на 2—3 максимально разгруженных членов группы. Их имущество распределяется между другими участниками, которые двигаются по проторенной лыжне.

В отдельных случаях применяется «челнок»: часть группы, оставив свои рюкзаки, тропит лыжню и, пройдя определенное расстояние, по указанию руководителя сходит с лыжни и возвращается за ними. На месте смены свои рюкзаки оставляет вторая группа и уходит вперед. Первая группа по готовой лыжне догоняет вторую и вновь начинает тропление. В метель, при плохой видимости и в условиях сложного рельефа применять этот способ не следует.

В троплении по решению руководителя и с согласия группы не участвуют те, кто чувствуют себя нездоровыми или сильно уставшими. Они идут в середине группы.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СКЛОНОВ НА ЛЫЖАХ

Успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники владеют приемами

подъемов, спусков, торможения и поворотов с тяжелым рюкзаком за спиной. Рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при эволюциях лыжника и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который успешно выполняется с тяжелым рюкзаком.

Рис. 80. Условные обозначения и термины: 1 — спуск зигзагом; 2 — косой спуск; 3 — прямой спуск; 4 — внутренние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи; 5 — внешние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи. а — нагрузка на лыжи отсутствует; б — лыжа загружена незначительно; в—на лыжу приходится большая часть веса лыжника.

Учитывая, что подавляющее большинство классифицированных спортивных маршрутов пролегает по горной местности с разнообразными по характеру и сложности склонами, владение приемами горнолыжной техники становится в настоящее время для туристов-лыжников обязательным. Нельзя считать себя по-настоящему подготовленным к таким походам, если нет умения осмысленно и уверенно действовать на сложных склонах, а также без некоторой доработки лыжных креплений. На рис. 80 приведены условные обозначения, облегчающие понимание способов поворотов, торможения и спусков.

Подъемы

В зависимости от крутизны и протяженности склона, а также характера снежного покрова подъем можно осуществлять ступающим шагом, елочкой, полуелочкой, лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 81).

Рис. 81. Способы подъема на лыжах в зависимости от крутизны склона.

Вступающим, шагом поднимаются на ровных и пологих склонах. При этом туловище следует наклонять несколько больше вперед, а руками более сильно опираться на палки. При «отдаче» лыжи нужно ставить с прихлопом. Полу елочкой поднимаются на более крутых склонах, двигаясь по ним наискосок: лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая — несколько развернутой в сторону. Подъем елочкой применяется на склонах средней крутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются в снег позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следует одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. На склонах с твердым снежным покровом лыжу нужно ставить с прихлопыванием на ребро. На широких склонах, когда подъем прямой лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься надо лесенкой наискосок — одновременно с подъмом продвигаться несколько вперед.

На длинных нелавиноопасных склонах средней крутизны целесообразно подниматься зигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой или лесенкой наискосок. Чтобы не «подрезать» снега на склоне, отрезки пути от Водоворота до поворота нужно прокладывать не более 30 м,— длиной под прикрытием отдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна пути выбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», с силой опираясь на палки, что утомительно.

Рис. 82. Поворот на 180° махом.

Перемена направления движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движения надо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую — отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлении переставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, без рывков (рис. 82). Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстрое самозадержание. При смене направления существует опасность упасть на товарища, стоящего ниже по склону.

Рис. 83. Подъем зигзагом.

В качестве одной из мер предосторожности рекомендуется двигаться «вразбивку», как показано на рис. 83. Некоторые считают наиболее приемлемым способ «челнока», когда для движения в обратном направлении группа разворачивается одновременно: замыкающий становится направляющим, а первый— последним. Этот способ несколько удлиняет путь, но позволяет группе двигаться компактно, что особенно важно в условиях плохой видимости (см. рис. 83).

Спуски

Травмы получают в основном во время спусков — расплата за лихачество и неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов, из сочетания которых складывается скатывание на лыжах с гор. В зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.

Перед началом спуска тросик лыжных креплений необходимо завести за крючки на боках лыжи под серединой ступни ноги.

Рис. 84. Спуск в высокой стойке.

На ровных и пологих склонах с глубоким снегом спускаются обычно в высокой стойке (рис. 84): ноги слегка согнуты в коленях, лыжи поставлены почти вплотную одна к другой, туловище немного наклонено вперед, полусогнутые в локтях руки опущены, палки держатся кольцами назад; во избежание травм старайтесь никогда не выносить их вперед.

В средней стойке спускаются на более крутых склонах: лыжи на ширине 15—20 см, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так, чтобы были видны носки ботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на плотном снегу и резким торможением на рыхлом, что обычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Для сохранения устойчивости нужно сделать разножку — одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.

В низкой стойке спускаются на более крутых склонах типа уступа: необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, туловище наклонить и вы нести вперед руки.

Спуск по прямой осуществляют на пологих и хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. С увеличением скорости надо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до падения, памятуя, что лучше это сделать умышленно, чем потеряв над собой контроль.

На крутых склонах (без признаков лавинной опасности!), когда торможение не обеспечивает желаемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки. Каждый участник обычно спускается по своему пути. При спуске по одной лыжне, например в условиях ограниченной видимости, «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами на свежий снег, а также торможением с помощью палок.

Боковым соскальзыванием обычно спускаются с крутых, недлинных склонов, без обрывистых участков. Для этого необходимо поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на внешние ребра, уменьшать сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости следует усилить упор на внутренние ребра лыж. Прием этот может выполняться как при спуске наискосок к склону, так и без продвижения вперед — прямо вниз.

Спуск лесенкой применяется на более крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжи необходимо ставить след в след, уплотняя ступеньки и не допуская сползания снега. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи ставятся на кант с прихлопыванием. Во всех случаях опора на лыжные палки обязательна. Наиболее распространенная ошибка при спусках — сгибание корпуса до положения «угла» и попытка тормозить палками. Такое положение корпуса не обеспечивает устойчивости, особенно при спусках с рюкзаком, а выставленные вперед палки нередко приводят к серьезным травмам.

Рис. 85. Движение на сложных склонах.

Основное условие успешного движения на сложных склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, — сохранение постоянного контакта лыж со снегом и устойчивости. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 85). Начиная спуск с уступа, нужно присесть и принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона — плавно выпрямлять туловище. Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободив лыжи от нагрузки, дать им возможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутся в него, скорость резко снизится и лыжник по инерции упадет вперед или будет подброшен за бугром и может упасть. Преодоление ямы сводится к умелому спуску с уступа и вкатыванию на бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается в средней или низкой стойке, с постепенным выпрямлением туловища по мере выполаживания склона. Перед встречным сконом необходимо вновь сгруппироваться, как перед бугром. С уменьшением скорости на встречном склоне следует быстро развернуться, пользуясь поворотом переступанием, и продолжить спуск в нужном направлении или остановиться на склоне.

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор).

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор).

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых

спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).

Рис. 88. Торможение с помощью палок.

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая — внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка — падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

Рис. 89. Остановка падением: а—приседание перед падением; б—положение упавшего лыжника в момент остановки.

Повороты

Тяжелый рюкзак за спиной и крепления, не обеспечивающие жесткой фиксации ботинка, не позволяют применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников. Туристы-лыжники пользуются наиболее простыми Поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

Поворот переступанием используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Для этого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет «наружной», и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую. Переступание в движении можно выполнять отводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

Рис. 90. Поворот полуплугом (слева) и плугом: а - начало загружения лыжи; б — продолжение усиления нагрузки на лыжу до завершения поворота.

Поворот из положения плуга (рис. 90) обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для поворота, например, влево надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую — разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуга (рис. 90) выполняется на более высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятник разгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» — поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чero и осуществляется поворот.

Вставание после падения при спусках. Туристы-лыжники должны научиться вставать после падений на склонах. Первейшее правило — помощь товарищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

Рис. 91. Вставание при падении на склоне с плотным снегом: 1 — палки схвачены рукой снизу; 2 — то же сверху.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак, попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны а сил и времени тратится много.

На склоне с твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжники делают это, не снимая рюкзака.

Зимой наша страна становится раздольным местом для тех, кто любит ездить на лыжах или кататься на коньках и санках. В школьную программу физического развития в обязательном порядке включены занятия одним из зимних видов спорта, а именно уроки лыжной подготовки. Они помогают укрепить иммунную систему, способствуют развитию всех групп мышц. Школьная программа включает лыжную подготовку во всех классах с первого по последний. Занятиям на лыжах отведено 16 учебных часов. В результате этих занятий школьники учатся обращаться с лыжами, осваивают способы передвижения на них, что повышает физическую активность и укрепляет здоровье.

Чтобы решить эти задачи, важно освоить технику лыжной подготовки. Детей учат правильному выполнению заданий преподавателя. При этом уделяется внимание отдельным элементам. Чтобы научиться скатываться с горы, дети отрабатывают технику съезда и учатся правильно тормозить.

Лыжная подготовка в начальной школе

В независимости от возраста необходимо соблюдать технику безопасности на уроках лыжной подготовки. В начальной школе детям прививают самые первые навыки обращения с лыжами. Поэтому вопрос соблюдения техники безопасности здесь очень важен. Учитель физкультуры обязательно проводит инструктаж по технике безопасности. Нужно решить такие важные вопросы как правильный подбор лыж, палок, обуви и креплений. Также дети должны научиться застегивать жесткие крепления и регулировать мягкие. Кроме объяснения правильного передвижения на лыжах ученикам начальных классов необходим наглядный пример. В целом урок безопасности в начальной школе помогает свести к минимуму травмы при занятиях лыжным спортом.

Начальная школа дает детям основы лыжной подготовки. И если ребенок хорошо их освоит, то сможет добиться успехов в лыжном спорте. Учитель физкультуры в начальных классах становится инструктором. Он внимательно следит за каждым учеником и направляет его при выполнении заданий.

Лыжная подготовка в старших классах

В старших классах ученики уже умеют обращаться со спортивным инвентарем, тем не менее, о повторении азов техники безопасности нельзя забывать. Поэтому в обязательном порядке проводится урок безопасности. Школьники должны усвоить следующий набор правил:

  1. Перед уроком обязательно должна проводиться проверка своих лыж на исправность.
  2. Не нужно надевать лыжи сразу как вышли на улицу. Они должны пройти адаптацию к понижению температуры.
  3. Запрещается размахивание палками, так как это может привести к травмированию одноклассников.
  4. Ученики должны четко выполнять требования педагога.

Инструктаж по технике безопасности в старших классах позволяет освежить в памяти основные моменты правильного обращения с лыжами и лыжной амуницией и свести к минимуму травматизм на занятиях.

В 5-7 классах на уроках лыжной подготовки школьники не только практикуются, но и изучают теорию. После освоения теоретической части дети практикуются и отрабатывают навыки езды на лыжах. Старшеклассники, которые достигают определенных успехов на занятиях, могут стать помощниками преподавателя физического воспитания при проведении мероприятий, связанных с лыжным спортом.

Правила подбора лыж и палок

Для наибольшей продуктивности на уроках зимней физкультуры, необходимо правильно подбирать спортивную амуницию. Стоит учитывать следующие моменты:

1.Длина лыжи зависит от роста ученика. Лыжа ставится вертикально, а рука ребенка, поднятая кверху должна доставать ладонью края.

2.Палки от лыж при вертикальном положении должны верхним краем доставать до подмышечной впадины ребенка.

3.Лыжи можно выбирать как деревянные, так и пластиковые. Деревянным лыжам необходима проверка на отсутствие трещин и сучков. Пластиковый инвентарь выбирают с чешуйчатой скользящей основой. Таким лыжам не требуется специальная обработка при изменении погодных условий.

4. На лыжных палках должны быть специальные петли для кистей рук и опорное кольцо внизу, так при езде не нарушается равновесие ребенка.

Если придерживаться этих несложных правил, то уроки по лыжной подготовке станут любимым занятием ребенка, а также будет исключен травматизм.

Правильный подбор обуви

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки включает правильный подбор обуви для занятий. Она должна быть удобной. Кроме этого следует помнить:

Хорошо если у лыжной обуви будет удлиненное голенище. Оно дает отличную защиту от снега.

Носок лыжных ботинок предпочтительней тупой и широкий. Такую обувь удобнее закреплять.

Лыжную обувь лучше покупать на пару размеров больше, чтобы можно было надеть два носка (шерстяной носок обязательно).

Шнуровка ботинок должна быть плотной. Это поможет предотвратить травмирование голеностопного сустава при падении.

Правильный подбор обуви помогает избежать переохлаждения и травм.

Одежда для занятий на лыжах

Строгих правил подбора экипировки для занятий лыжной подготовкой нет. Но следует учитывать следующие моменты:

Одежда должна обеспечивать полную защиту от ветра;

Ребенок в ней не должен перегреваться и переохлаждаться;

Не должна сковывать движений во время занятий;

Варежек нужно иметь при себе два комплекта, чтобы при намокании, можно было заменить мокрые на сухие;

Материал лыжной шапки должен быть теплый и гипоаллергенный.

Температурный режим и занятия

Все педагоги знают, что лыжная подготовка в школе может проводиться при определенных температурах. Неплохо будет если родители учеников начальных классов будут владеть информацией о температурных нормах для занятий. Именно родители собирают детей на уроки физкультуры.

Лыжная подготовка в младших классах проводится:

В безветренную погоду при температуре воздуха не ниже -9 градусов;

При скорости ветра до 5 м/с и температуре воздуха не ниже -6 градусов;

При скорости ветра от 5 до 10 м/с и температуре не ниже -3 градусов;

Для старшеклассников эти показатели будут немного другими. Основные данные будут приведены в таблице.

Класс Безветренная погода Скорость ветра до 5 м/с Скорость ветра 5-10 м/с
5-7 -12 -8 -5
8-9 -15 -12 -8
10-11 -16 -15 -10

Во всех остальных случаях занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале.

Нужно помнить!

1.Физическая активность напрямую влияет на здоровье ребенка.

  1. Лыжный спорт – это не просто физкультура на свежем воздухе. Он помогает закаливать организм и способствует всестороннему физическому развитию школьника.
  2. Уроки на свежем воздухе улучшают мозговую активность.
  3. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки – это основа сохранения физического здоровья детей.
  4. Школьная физкультура не делает из детей профессионалов спорта, но помогает им полноценно физически развиваться.

В здоровом теле – здоровый дух. Но и не нужно уходить в крайности. Когда ребенок ослаблен после болезни, от занятий на свежем воздухе зимой лучше отказаться. Техника безопасности подразумевает правильный выбор не только спортивного инвентаря и одежды, но и условий для проведения занятий.

    Лыжный спорт является одним из наиболее травмоопасных спортивных видов. Связи с этим следует обращать особое внимание на соблюдение техники безопасности на практических занятиях по лыжному спорту.

    Запрещается выходить на практические занятия по лыжному спорту в состоянии болезни, либо в любом другом состоянии способном вызвать заторможенность реакции, ухудшения координации движений.

    На практических занятиях по лыжному спорту студентам желательно иметь с собой сотовый телефон, чтобы в случае чрезвычайной ситуации иметь возможность позвонить на лыжную базу.

2. Требования к одежде школьников на занятиях по лыжному спорту

    На занятия по лыжному порту студент обязан присутствовать в спортивной форме одежды, соответствующей погодным условиям и двигательной деятельности.

    Спортивная одежда студента должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к одежде на занятиях по лыжному спорту.

    Запрещается выходить на практические занятия по лыжному спорту в джинсах, зимних шубах, дубленках, меховых шапках.

    Запрещается выходить на учебные занятия по лыжному спорту без головных уборов, варежек и перчаток.

3. Требования к лыжному инвентарю

    К лыжному инвентарю относятся лыжи, лыжные палки, лыжные крепления.

    Запрещается выходить на практические занятия по лыжному спорту со сломанным лыжным инвентарем, либо с лыжным инвентарем, не соответствующим размерам и полу студента, способу передвижения.

    Студент обязан проверить лыжный инвентарь перед выходом на лыжню, если лыжный инвентарь не устраивает его, он должен обменять его на другой.

    При передвижении на лыжах студент обязан смазывать лыжи мазями держания, с ответствующими погоде и условиями скольжения.

    После практических занятий по лыжному спорту студент обязан очистить лыжный инвентарь от снега и проверить целостность лыж, креплений, лыжных ботинок и палок.

4.Требования к поведению студентов на учебной лыжне

    На занятиях по лыжному спорту, при передвижении на лыжах студенты обязаны соблюдать дистанцию: на спусках – не менее 30 метров, на равнине – не менее 5 метров и на подъемах – не менее 2,5 метров. Интервал между собой не менее 2 метров при любом рельефе трассы.

    В случае непреднамеренного падения студента на лыжне он обязан уступить лыжню следующим за ним лыжникам.

    Студент обязан уступать лыжню при передвижении по дистанции, если этого требует идущий следом за ним лыжник.

    Запрещается преодолевать крутые спуски без разрешения преподавателя.

    При преодолении спусков студент обязан после спуска дождаться заключающую колонну и только после этого следовать дальше.

    Запрещается обгонять направляющего в колонне во время передвижения к учебным кругам, отставать от заключающего колонны, а так же выходить из колонны без разрешения преподавателя.